ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

На сегодняшний день  по данным ВОЗ около 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в коррекции речевой функции. Половина из них, т.е. 10-15% от общего количества, страдают выраженным речевым расстройством. В среднем у 0,1% детей отмечается устойчивое, не поддающееся коррекции, нарушение речи.

Расстройства обычно затрагивают все составляющие системы речи: лексико-грамматическая и  фонетико-фонематическая сторона, запоздалое начало формирования речи, низкая речевая интенсивность. Речевое расстройство, развившееся при отсутствии каких-либо нарушений со стороны органов зрения и слуха или нервной системы, считается специфическим или первичным. Данные отклонения характеризуются различными (иногда латентными) причинно-следственными факторами. Также, зачастую, представляют сложность для диагностики.

Вторичные нарушения речи развиваются на фоне психических и физических недостатков: задержка психоэмоционального развития, дефект органов слуха и зрения, моторики и пр.

Факторы, способствующие развитию речевых расстройств

  1. Нарушение внутриутробного развития в результате травм, различных заболеваний, интоксикаций, приема алкоголя, а также лекарственных средств, имеющих тератогенное действие.  
  2. Внутричерепные кровоизлияния с поражением речевых зон коры головного мозга в результате родовой травмы
  3. Частые острые респираторные заболевания в раннем возрасте
  4. Применение в первые годы жизни лекарственных средств, имеющих ототоксический эффект:  Гентамицин, Стрептомицин, Тобрамицин , Фуросемид, Индометацин и пр.
  5. Черепно-мозговые травмы
  6. Генетические факторы
  7. Неблагоприятная внешняя среда, изоляция, дефицит эмоционально-положительного  окружения. Нарушения речи у ребенка могут развиться как в окружении глухонемых, так и на фоне чрезмерно шумного окружения.
  8. Психоэмоциональные травмы: испуг, насилие, потеря близкого и т.д.

Вторичные нарушения речи развиваются на фоне психических и физических недостатков: задержка психоэмоционального развития, дефект органов слуха и зрения, моторики и пр.

Наиболее пагубное влияние на развитие речи ребенка негативные факторы оказывают в первые 6 лет жизни. Данный период характеризуется следующими гиперсенситивными фазами:

  • фаза накопления слов – 1-1,5 год
  • фаза построения фразовой развернутой речи 2,5-3,5 года
  • фаза формирования контекстной речи 5-6 лет

Первичная профилактика нарушений речи:

  1. Сопровождение детей «группы риска», имевших внутриутробные нарушения развития, нарушения функции ЦНС и органов слухового и зрительного восприятия
  2. Диагностика нарушения двигательных и сенсорных систем
  3. Проведение коррекционных мероприятий направленных на развитие ориентировочно-позновательных реакций, слухового сосредоточения, вызывание голосовых реакций, повышение двигательной активности и пр.
  4. Целенаправленная работа по развитию слухового, зрительного и кинестетического восприятия.  
  5. Мероприятия, направленные на развитие и коррекцию речи, необходимо проводить в непринужденной игровой форме. Показаны: упражнения на определение положения языка, челюсти, губ, пальчиковые игры, развитие кинетического и кинестетического ощущения. Развитие моторики и использование рук во многом способствует улучшению когнитивной функции и, соответственно, развитию речи.
  6. Обеспечение надлежащей положительной мотивации. На всех этапах развития психической, двигательной и мыслительной функции, памяти, внимания, творческих способностей ребенок с речевыми дефектами особенно нуждается в похвале со стороны окружающих.
  7. Развитие импрессивной и экспрессивной речи

Вторичная профилактика включает меры, направленные на предотвращение последующих вторичных расстройств. Дети с нарушениями речи в меньшей степени коммуницируют с окружающими, а потому нуждаются в дополнительном внимании со стороны родителей и педагогов. Важно не допускать замкнутости ребенка. При речевых расстройствах родителям не следует  переходить на невербальный уровень общения. Напротив более продолжительно вербальное общение будет способствовать накоплению ребенком словарного запаса и дальнейшему развитию речи.

Третичная профилактика

  • Подбор для ученика адаптивного обучения,  с учетом его личных возможностей
  • Выявление и развитие сильных сторон
  • Кроме интеллектуального развития способствовать социальному и эмоциональному развитию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...